Уже девять лет в Москве ежегодно составляется рейтинг школ. Самый первый, составленный по итогам 2010/2011 учебного года, учитывал всего два показателя: участие школьников в Московской и Всероссийской олимпиадах школьников, а также результаты ЕГЭ/ГИА. В него вошло 300 школ Москвы, которые получили грант мэра Москвы за высокие образовательные достижения.
С каждым годом число показателей, которые учитываются в рейтинге, растет. Актуальная методика расчета вклада столичных школ в качественное образование включает сразу 10 блоков:
качественное массовое образование;
развитие талантов у максимального количества обучающихся;
работа дошкольных групп;
профилактика правонарушений;
инклюзивное образование;
социокультурное развитие;
профессиональные умения и мастерство;
массовый любительский спорт;
удовлетворенность семей образовательными организациями;
динамика широты возможностей обучающихся.
Что дают школе баллы
Школы попадают в рейтинг лучших по числу накопленных баллов. Столичные школы получают баллы за каждого обучающегося, который получил высокий результат на ЕГЭ, олимпиадников и показатели эффективности.
«Рейтинг, который мы публикуем ежегодно, – это ориентир для общества, для родителей и, конечно, для самих учебных заведений. Его важнейшая особенность — открытость. Это не экспертный рейтинг, когда лицеи и гимназии подают заявки на конкурс, презентуют себя, тратят силы и время, чтобы предстать в лучшем виде. Это абсолютно прозрачный и независимый, в первую очередь от школ, анализ», – отмечает директор Центра педагогического мастерства, руководитель группы разработчиков рейтинга Иван Ященко.
По его словам, рейтинг показывает, какие школы вносят наибольший вклад в образование детей. Самые рейтинговые школы Москвы ежегодно получают гранты.
Есть подобная рейтинговая система и в Подмосковье. В прошлом году гранты губернатора Московской области получили 100 лучших школ региона. Из них лучшие 10 школ получили по 1 миллиону рублей на развитие, остальные – по 500 тысяч. Всего же в рейтинг лучших школ Подмосковья вошло в минувшем году 312 образовательных учреждений.
Основными критериями оценки учебных заведений стали качество преподавания, применение новых технологий, оснащение кабинетов. Также учитывались результаты выпускников на ЕГЭ и участие школьников во всероссийских и международных олимпиадах.
Как отметил губернатор Московской области Андрей Воробьев во время обращения к жителям в 2019 году, Подмосковье занимает четвертое место в России по количеству школ, которые входят топ-500, таких школ в регионе 18 по данным за прошлый год. «Казалось бы, хороший результат. Но у Москвы их – 156. Нам нужно выйти на иной порядок цифр – каждый год в числе лучших школ страны должны появляться новые и новые подмосковные школы», - заявил он.
Муки выбора
Позиция школы в рейтинге ежегодно становится головной болью для родителей первоклассников. Терзаясь муками выбора, некоторые готовы «прыгать» из школы в школу в поисках лучшей.
Марина Алексеева приехала в подмосковный город Электросталь из другого региона страны. В январе прошлого года она сутками сидела на родительских форумах, чтобы вычислить лучшую школу для первоклашки. Марина брала в расчет отзывы родителей, а не рейтинг. А недавно женщина скачала полный рейтинг за прошлый год и увидела, что их школа находится лишь в середине списка, в то время как еще одна школа города – в первой двадцатке.
«Мне стало ужасно обидно, что я прошляпила для сына лучшую школу в городе. Некоторое время всерьез подумывала о переводе. Но потом здравый смысл взял вверх: ребенок учится с удовольствием, у нас отличный контакт с учителем. Для начала этого хватит», – считает мама первоклассника.
С ней согласна и многодетная мама Ирина Фролова из Пущина. «Я слежу за рейтингом, однако самая популярная школа в моем городе не является по итогу самой рейтинговой, после которой дети поступают в вузы», – отмечает она.
Опытная мама уверена, что рейтинги внутри класса, которые помогают ученикам соревноваться и добиваться успехов, – намного важнее.
«Я бы не стала ориентироваться на школу, где берут дополнительную плату за активности, которые есть и в обычной школе», – добавила она.
Школьные «качели»
При выборе школы учитель истории и обществознания химкинской гимназии №9 Григорий Назаров кроме рейтинга рекомендует изучить публичный ежегодный отчет школы о ее деятельности, а также пообщаться с недавними выпускниками, которые закончили учебу не более пяти лет назад. Только так, по его словам, можно получить полную картину об образовательном учреждении.
Распространенное заблуждение, по мнению Назарова, – когда родители спешат отдать первоклассника в школу из топовой сотни, будучи уверенными, что это принесет ребенку «путевку» на бюджетное место в ведущий московский ВУЗ. Ведь уже на следующий год эта школа из рейтинга может выпасть.
«Ни одна школа, не считая десятки самых-самых в Москве и Подмосковье, не держится годами в рейтинге на одном месте. Например, наша школа в прошлом году в топ-100 не входила, а в этом занимает 44-е место. Однако это не исключает вероятности, что в следующем году она вновь может из него выпасть. Первоклассник может начинать учебу в школе, которая в числе лучших, а когда будет заканчивать ее, его образовательное учреждение будет на 300 месте», – рассказал эксперт.
Но это не значит, добавляет учитель, что школа стала хуже работать. Просто другие в этом году стали чуть лучше.
Троечники и олимпиадники
Как отмечает Назаров, рейтинг школы далеко не всегда отражает качество работы учителей со всеми детьми. Проще говоря, если в классе из 30 человек половина – олимпиадники и участники конкурсов, остальные могут быть троечниками. Сосредотачивая внимание на победителях, некоторые учителя меньше уделяют внимания слабым ученикам. А все потому, что для них они «не делают погоды» в рейтинге.
«У родителей возникает логичный вопрос: а где окажется мой ребенок – в числе дипломантов, или среди троечников, и он будет тихо сидеть? К слову, это частая проблема рейтинговых столичных школ», - утверждает собеседник.
Чтобы ребенок учился успешно, семья должна всегда быть готова помочь ему в случае трудностей. И речь не о частных занятиях с репетиторами, а о развитии навыков и умений, которые помогают наверстать отставание в предмете. Даже самая «топовая» школа не сделает всю работу за ученика и родителей. «Школа и семья должны быть партнерами и соратниками», - уверен Назаров.
Губернатор Московской области Андрей Воробьев призвал учителей поставить всем подмосковным школьникам итоговые пятерки по физкультуре, музыке и изобразительному искусству.
В понедельник Воробьев проводит онлайн-диалог со школьниками Московской области. Губернатора спросили, как в условиях вынужденных каникул из-за коронавируса будут проводиться оценочные работы по физкультуре, музыке и ИЗО.
«Всем пятерки по физкультуре, музыке, ИЗО чтобы поставили. Попросите, пожалуйста (учителей - ред.)», - сказал Воробьев, обращаясь к министру образования Московской области Ирине Каклюгиной. Он отметил, что формат дистанционного обучения продолжат совершенствовать, чтобы сделать его более полезным и эффективным. Также губернатор пожелал успеха всем, кто готовится к поступлению в высшие учебные заведения.
«Я уверен, что все, кто в этом году столкнется с экзаменами, успешно их сдаст <...> и поступит в лучшие вузы страны», - заключил Воробьев.
В День знаний, 1 сентября, в Подмосковье пройдут школьные линейки только для учеников 1 и 11 классов. При этом мероприятия не будут проводиться в закрытых помещениях. Губернатор Московской области Андрей Воробьев отметил, что некоторые школы региона смогут провести линейки и для других классов.
«Линейки будут, пока они рекомендованы для 1 и 11 классов. Ясно, что если это на воздухе, то больше возможностей. В закрытых помещениях точно линеек не будем проводить во избежание недоразумений. Для первоклашек и 11-го класса будем обязательно», — сказал Андрей Воробьев.
Отметим, что в образовательных учреждениях на постоянной основе будет проводиться дезинфекция в течение всего учебного процесса. На входе у всех школьников будут замерять температуру. В случае, если она окажется повышенной, ученик не будет допускаться до занятий.
Губернатор Московской области Андрей Воробьев и руководитель образовательного фонда «Талант и успех» Елена Шмелева подписали соглашение о создании центра для выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Подмосковья по подобию сочинского образовательного центра «Сириус».
«Соглашение мы подписываем в рамках поручения Владимира Владимировича Путина. Этот центр для одаренных школьников использует модель интенсивных профильных программ с участием самых эффективных педагогов в науке, спорте и искусстве», - сказала Шмелева.
Образовательный центр могут открыть на базе автономной некоммерческой общеобразовательной организации «Областная гимназия имени Е.М. Примакова» и государственной общеобразовательной Московской областной школы естественно-математической направленности имени П.Л. Капицы, уточняется в материале пресс-службы губернатора и правительства Московской области.
Образовательный центр «Сириус» в Сочи был открыт в 2015 году по решению президента Владимира Путина. Центр помогает выявлять и поддерживать одаренных детей, проявивших выдающиеся способности в области искусств, спорта и науки, а также добившихся успеха в техническом творчестве. Ежемесячно в «Сириус» приезжают 800 детей.
В этом году Петербургский международный экономический форум проходит с 6 по 8 июня. По словам зампреда правительства Московской области Вадима Хромова, власти региона представят на форуме масштабные проекты, которые позволят создать около 18 тысяч рабочих мест в разных частях Подмосковья – в Кашире, Ступине, Наро-Фоминске, Одинцове, Домодедове, что станет большим подспорьем для экономики региона.
Подмосковье планирует заключить на ПМЭФ-2019 более 30 соглашений. Общий объем инвестиций, которые планируется привлечь на форуме, составляет около 170 миллиардов рублей.
Инспекторы Главгосстройнадзора Московской области проводят итоговую проверку построенного образовательного центра вблизи деревни Раздоры в Одинцовском районе Подмосковья, в эксплуатацию учреждение планируют ввести в третьем квартале 2017 года, говорится в сообщении пресс-службы ведомства.
Заказчиком объекта является администрация Одинцовского района, генподрядчиком – ООО «АСГ-ТехноСтрой», отмечается в материале.
«В Главное управление государственного строительного надзора Московской области поступило извещение об окончании строительства образовательного центра вблизи деревни Раздоры Одинцовского района. Инспекторский состав приступил к итоговой проверке построенного объекта на соответствие требованиям технических регламентов и проектной документации», - сообщил начальник ведомства Руслан Тагиев, чьи слова приводятся в материале. Он отметил, что в составе нового образовательного комплекса построено детское дошкольное учреждение на 390 мест и общеобразовательная школа на 825 учащихся. Ввод образовательного центра в эксплуатацию планируется в третьем квартале 2017 года, подчеркивается в сообщении. Как отмечается в материале, в блоке детского сада на общей площади свыше 7,8 тысячи квадратных метров разместятся игровые комнаты и спальни, актовый и физкультурный залы, пищеблок, медицинские и методические кабинеты. На прилегающей территории расположены теневые навесы, детские игровые и спортивные комплексы, зоны отдыха, добавляется в сообщении. В общешкольном блоке на площади 21,1 тысячи квадратных метров, оборудованы учебные классы и лаборатории, спортивный и хореографический залы, актовый зал, библиотека с медиатекой, медпункт, методические кабинеты, творческие мастерские, пищеблок с обеденным залом и ряд других кабинетов, необходимых для организации учебного процесса, уточняется в материале. На прилегающей территории расположен стадион с футбольным полем и беговыми дорожками, площадки для игр и отдыха, подчеркивается в сообщении. «Общая площадь образовательного комплекса составляет 28987 квадратных метров», - отметил Тагиев.