Уже девять лет в Москве ежегодно составляется рейтинг школ. Самый первый, составленный по итогам 2010/2011 учебного года, учитывал всего два показателя: участие школьников в Московской и Всероссийской олимпиадах школьников, а также результаты ЕГЭ/ГИА. В него вошло 300 школ Москвы, которые получили грант мэра Москвы за высокие образовательные достижения.
С каждым годом число показателей, которые учитываются в рейтинге, растет. Актуальная методика расчета вклада столичных школ в качественное образование включает сразу 10 блоков:
качественное массовое образование;
развитие талантов у максимального количества обучающихся;
работа дошкольных групп;
профилактика правонарушений;
инклюзивное образование;
социокультурное развитие;
профессиональные умения и мастерство;
массовый любительский спорт;
удовлетворенность семей образовательными организациями;
динамика широты возможностей обучающихся.
Что дают школе баллы
Школы попадают в рейтинг лучших по числу накопленных баллов. Столичные школы получают баллы за каждого обучающегося, который получил высокий результат на ЕГЭ, олимпиадников и показатели эффективности.
«Рейтинг, который мы публикуем ежегодно, – это ориентир для общества, для родителей и, конечно, для самих учебных заведений. Его важнейшая особенность — открытость. Это не экспертный рейтинг, когда лицеи и гимназии подают заявки на конкурс, презентуют себя, тратят силы и время, чтобы предстать в лучшем виде. Это абсолютно прозрачный и независимый, в первую очередь от школ, анализ», – отмечает директор Центра педагогического мастерства, руководитель группы разработчиков рейтинга Иван Ященко.
По его словам, рейтинг показывает, какие школы вносят наибольший вклад в образование детей. Самые рейтинговые школы Москвы ежегодно получают гранты.
Есть подобная рейтинговая система и в Подмосковье. В прошлом году гранты губернатора Московской области получили 100 лучших школ региона. Из них лучшие 10 школ получили по 1 миллиону рублей на развитие, остальные – по 500 тысяч. Всего же в рейтинг лучших школ Подмосковья вошло в минувшем году 312 образовательных учреждений.
Основными критериями оценки учебных заведений стали качество преподавания, применение новых технологий, оснащение кабинетов. Также учитывались результаты выпускников на ЕГЭ и участие школьников во всероссийских и международных олимпиадах.
Как отметил губернатор Московской области Андрей Воробьев во время обращения к жителям в 2019 году, Подмосковье занимает четвертое место в России по количеству школ, которые входят топ-500, таких школ в регионе 18 по данным за прошлый год. «Казалось бы, хороший результат. Но у Москвы их – 156. Нам нужно выйти на иной порядок цифр – каждый год в числе лучших школ страны должны появляться новые и новые подмосковные школы», - заявил он.
Муки выбора
Позиция школы в рейтинге ежегодно становится головной болью для родителей первоклассников. Терзаясь муками выбора, некоторые готовы «прыгать» из школы в школу в поисках лучшей.
Марина Алексеева приехала в подмосковный город Электросталь из другого региона страны. В январе прошлого года она сутками сидела на родительских форумах, чтобы вычислить лучшую школу для первоклашки. Марина брала в расчет отзывы родителей, а не рейтинг. А недавно женщина скачала полный рейтинг за прошлый год и увидела, что их школа находится лишь в середине списка, в то время как еще одна школа города – в первой двадцатке.
«Мне стало ужасно обидно, что я прошляпила для сына лучшую школу в городе. Некоторое время всерьез подумывала о переводе. Но потом здравый смысл взял вверх: ребенок учится с удовольствием, у нас отличный контакт с учителем. Для начала этого хватит», – считает мама первоклассника.
С ней согласна и многодетная мама Ирина Фролова из Пущина. «Я слежу за рейтингом, однако самая популярная школа в моем городе не является по итогу самой рейтинговой, после которой дети поступают в вузы», – отмечает она.
Опытная мама уверена, что рейтинги внутри класса, которые помогают ученикам соревноваться и добиваться успехов, – намного важнее.
«Я бы не стала ориентироваться на школу, где берут дополнительную плату за активности, которые есть и в обычной школе», – добавила она.
Школьные «качели»
При выборе школы учитель истории и обществознания химкинской гимназии №9 Григорий Назаров кроме рейтинга рекомендует изучить публичный ежегодный отчет школы о ее деятельности, а также пообщаться с недавними выпускниками, которые закончили учебу не более пяти лет назад. Только так, по его словам, можно получить полную картину об образовательном учреждении.
Распространенное заблуждение, по мнению Назарова, – когда родители спешат отдать первоклассника в школу из топовой сотни, будучи уверенными, что это принесет ребенку «путевку» на бюджетное место в ведущий московский ВУЗ. Ведь уже на следующий год эта школа из рейтинга может выпасть.
«Ни одна школа, не считая десятки самых-самых в Москве и Подмосковье, не держится годами в рейтинге на одном месте. Например, наша школа в прошлом году в топ-100 не входила, а в этом занимает 44-е место. Однако это не исключает вероятности, что в следующем году она вновь может из него выпасть. Первоклассник может начинать учебу в школе, которая в числе лучших, а когда будет заканчивать ее, его образовательное учреждение будет на 300 месте», – рассказал эксперт.
Но это не значит, добавляет учитель, что школа стала хуже работать. Просто другие в этом году стали чуть лучше.
Троечники и олимпиадники
Как отмечает Назаров, рейтинг школы далеко не всегда отражает качество работы учителей со всеми детьми. Проще говоря, если в классе из 30 человек половина – олимпиадники и участники конкурсов, остальные могут быть троечниками. Сосредотачивая внимание на победителях, некоторые учителя меньше уделяют внимания слабым ученикам. А все потому, что для них они «не делают погоды» в рейтинге.
«У родителей возникает логичный вопрос: а где окажется мой ребенок – в числе дипломантов, или среди троечников, и он будет тихо сидеть? К слову, это частая проблема рейтинговых столичных школ», - утверждает собеседник.
Чтобы ребенок учился успешно, семья должна всегда быть готова помочь ему в случае трудностей. И речь не о частных занятиях с репетиторами, а о развитии навыков и умений, которые помогают наверстать отставание в предмете. Даже самая «топовая» школа не сделает всю работу за ученика и родителей. «Школа и семья должны быть партнерами и соратниками», - уверен Назаров.
В связи с эпидемиологической ситуацией сроки сдачи ЕГЭ участниками досрочного периода перенесены. Участники досрочного периода будут сдавать Единый государственный экзамен и Государственный выпускной экзамен для детей с ОВЗ в основной период. Перерегистрация участников досрочного периода ЕГЭ на основной период проведения экзаменов проводится до 1 апреля.
«Большинство зарегистрированных на досрочный период ЕГЭ — выпускники прошлых лет. Они будут сдавать экзамены в резервные дни основного периода, а выпускники текущего года — в основные дни. При совпадении дат экзаменов по разным предметам или в случае, если по уважительным причинам участник не может присутствовать на экзамене в указанный срок, региональная экзаменационная комиссия назначит другой день для сдачи», — отметил Андрей Иванов.
Отметим, что заявления подаются муниципальному координатору ЕГЭ Одинцовского городского округа на адрес электронной почты.
Министр иностранных дел России Сергей Лавров и губернатор Московской области Андрей Воробьев в пятницу, 1 сентября, открыли гимназию имени Евгения Примакова в Раздорах Одинцовского района Подмосковья
Перед торжественной линейкой министр и губернатор прошлись по школьным коридорам, осмотрели школьные классы, спортзал.
«Дорогие друзья, это великолепный проект, я глубоко и искренне признателен губернатору Московской области. Он выступил с инициативой присвоить гимназии имя Примакова. Одна из черт Примакова - умение учиться, слушать, работать команде, но действовать самостоятельно. Я хочу пожелать успехов этому проекту, уверен, что вам здесь будет уютно и комфортно заниматься. Обучение будет вестись на двух языках», - сказал Лавров.
«Мы открываем новую гимназию в Московской области и намерены здесь дать не только качественное образование, но и воспитание. Я очень надеюсь, что каждый школьник будет соблюдать правила и принципы, которые являются важными в жизни. Очень важны в нашей жизни учителя, поэтому в последние полгода мы уделяли особое внимание педагогическому составу. Сюда приглашены молодые и опытные учителя. Очень приятно, что с нами учителя, которые приехали из Великобритании, Америки, Канады. Я хочу пожелать детям, чтоб у них все получалось. Я всех поздравляю, и – в добрый путь», - сказал Воробьев.
Гимназия предлагает полноценное билингвальное образование. Дети также будут участвовать в различных исследованиях, проектах, мастер-классах, научных дискуссиях.
На круглом столе собрались родители, члены Общественной палаты, представители Управления образования района. Позицию чиновников пришли поддержать и. о. руководителя администрации Одинцовского района Татьяна ОДИНЦОВА и депутат Мособлдумы Лариса ЛАЗУТИНА.
Круглый стол начался с пространного доклада начальника Управления образования Ольги ЛЯПИСТОВОЙ о том, как был сформирован приказ, так удививший жителей микрорайона. Упор чиновница делала на данные собственного мониторинга, сколько детей проживает в домах микрорайона. Выйдя за рамки проблем микрорайона она с уверенностью объявила, что строительство школы в Раздорах и Лесном городке существенно снизят нагрузку на одинцовские школы. При этом остался непонятен процесс мониторинга проживающих детей в городе. Ссылка на данные паспортных столов, по которым чиновники провели мониторинг, выглядела неубедительно.
По факту сейчас ситуация сложилась следующая: за первые две недели приема документов в ОЛГ все существующие 100 мест оказались заняты, а в 14 гимназию набор идет плохо — 42% мест пустуют. Родители не спешат с подачей заявлений. При этом в ОЛГ подали заявления 39 семей с временной регистрацией, которую сделали перед началом набора школьников. Такой ситуации предварительный мониторинг количества детей не смог предусмотреть. На круглом столе были родители с прикрепленной к ОЛГ территории, которым также не хватило мест для первоклассников. Куда теперь им идти? Ведь в другие школы, ссылаясь на приказ о территориях, их не возьмут.
Вступительный экзамен или постоянная прописка?
На круглом столе конфликт между родителями будущих первоклассников и школьников гимназии не произошел, хотя резкие высказывания звучали с обеих сторон. Каждая сторона использовала свои аргументы. Управляющий совет из родителей «круглой школы» начал доказывать, что лингвистическую гимназию не стоит относить к элитной, ничего хорошего в ней нет. Со сложностью учебного процесса, дополнительными нагрузками могут справиться не все дети.
Противостоящая сторона выдвинула предложение о вступительном экзамене в школу, который может уравнять шансы и отобрать детей не по территориальному непонятному принципу, а по знаниям. Начальник Управления образования Ольга Ляпистова дала разъяснения родителям о незаконности такого варианта распределения мест в начальной школе.
Новой школы в 5 микрорайоне не построят
Удивительно прозвучали слова руководителя администрации района Татьяны ОДИНЦОВОЙ о строительстве новой школы, в прошлом директора школы: «Сейчас кризис. Рожают меньше может быть. А мы сейчас школы настроим. Мы же отдавали садики в свое время и в налоговую инспекцию, когда не было детей. Поэтому есть социально-экономическая ситуация в Одинцовском районе». Однако предположениям чиновника противоречит статистика — в 2015 году в Одинцовском районе родилось больше детей, по сравнению с 2014. Да и зачем же тогда с такой скоростью строится школа в Раздорах? Чтобы спустя годы из-за нехватки в ней обучающихся куда-нибудь ее передать? Не прозвучало и ответа на вопрос, почему надо строить школу в отдельном элитном поселке при такой катастрофической ситуации в Одинцово?
Со слов Одинцовой стало ясно, что новой школы, в которой так нуждаются дети 5 микрорайона, не видать. А это значит, что дефицит как минимум в 1500 мест в СОШ по региональному нормативу градостроительного проектирования не будет исполнен. В школах микрорайона будут нарушаться СанПиН, и детей буду приписывать к образовательным учреждениям других микрорайонов. Это очень важный прецедент для города, где стахановскими темпами идет уплотнительная реконструкция 2, 3, 6, 7, 8 микрорайонов. Их ждет тоже самое. В конечном счете, когда все 25-этажки будут построены и заселены, и родители начнут бить в колокола о переполненных классах, то чиновники просто скажут: «Земли для строительства новой школы в вашем микрорайоне нет». Такой вот будет «социально-экономический эффект».
Так, вместо строительства новой школы в 5 микрорайоне, деньги выделили только на проект пристройки к 14 гимназии. В 2016 году планируется освоить 10 млн. руб. на проведение проектно-изыскательных работ по данному объекту. Дата начала строительства не известна. Но бесспорный факт — пристройка примерно на 500 мест не решит существующую проблему.
«Меня удивляет, что мы перед вами сидим и оправдываемся»
Обсуждая принципы приема в школы все увлеченно заговорили об изменении в законодательстве, по которому можно было бы отдать приоритет постоянно зарегистрированным жителям. Здесь все обратились к депутату Мособлдумы. Лариса Лазутина удивила собравшихся сказав, что условия обучения в «круглой школе», построенной для программы «Одаренные дети Одинцовского района» и 14 гимназии ни чем не отличаются. Видимо, депутат забыла, что в 14 гимназии дети учатся во вторую смену, которая не дает возможности школьникам посещать дополнительные занятия. Поэтому говорить о равенстве здесь не приходится.
После выступления Лазутиной сложилось впечатление, что родителям впору говорить чиновникам «спасибо», что ОЛГ стала муниципальной, а не закидывать их своими личными проблемами. Так, депутат ушла от ответа, почему же все-таки к ОЛГ не прикрепили ближайшие дома.
В итоге, начальник управления образования Ольга Ляпистова пригласила к себе всех родителей первоклассников, несогласных с приказом о прикреплении территорий за школами для решения вопроса в индивидуальном порядке. А жители, так и не получившие ответы на свои вопросы, пошли писать очередные жалобы на социальную несправедливость.
В этом году чиновники, похоже все-таки отстояли свое право распределять недостающие места для школьников, прикрываясь ни чем ни подтвержденным мониторингом паспортных столов.
Родители Подмосковья смогут оценить качество питания в столовых образовательных учреждений. Сделать это можно будет как лично, посетив школу, так и с помощью портала «Добродел». Как рассказала министр образования региона Ирина Каклюгина, доля жалоб на питание небольшая — около 1%, но у родителей нет возможности проверить качество еды, они делают выводы, основываясь на словах детей. Чтобы получить максимально объективную оценку работы школьных столовых, в Московской области будет запущен родительский контроль.
«Во всех школах Московской области развешаны объявления с изображением QR-кода для простого и быстрого направления жалоб на портал «Добродел». Для нас очень важно получать обратную связь как от детей, так и от родителей, — сказала Ирина Каклюгина. — По поручению Губернатора Московской области мы уже разработали ряд дополнительных предложений для повышения качества питания, например, запускаем родительский контроль: каждый родитель сможет прийти в школу, где учится его ребенок, и оценить качество питания, высказать свои замечания. Также с сегодняшнего дня на Областном школьном портале регулярно будут проходить опросы среди учеников, где они смогут дать свою оценку питанию в образовательных учреждениях».
Отметим, что на основе полученных данных до конца февраля будет составлен рейтинг поставщиков школьного питания. Всего их в Подмосковье — около 100. Данные будут открыты и доступны на сайте областного Министерства образования. Ежеквартально они будут обновляться.