Уже девять лет в Москве ежегодно составляется рейтинг школ. Самый первый, составленный по итогам 2010/2011 учебного года, учитывал всего два показателя: участие школьников в Московской и Всероссийской олимпиадах школьников, а также результаты ЕГЭ/ГИА. В него вошло 300 школ Москвы, которые получили грант мэра Москвы за высокие образовательные достижения.
С каждым годом число показателей, которые учитываются в рейтинге, растет. Актуальная методика расчета вклада столичных школ в качественное образование включает сразу 10 блоков:
качественное массовое образование;
развитие талантов у максимального количества обучающихся;
работа дошкольных групп;
профилактика правонарушений;
инклюзивное образование;
социокультурное развитие;
профессиональные умения и мастерство;
массовый любительский спорт;
удовлетворенность семей образовательными организациями;
динамика широты возможностей обучающихся.
Что дают школе баллы
Школы попадают в рейтинг лучших по числу накопленных баллов. Столичные школы получают баллы за каждого обучающегося, который получил высокий результат на ЕГЭ, олимпиадников и показатели эффективности.
«Рейтинг, который мы публикуем ежегодно, – это ориентир для общества, для родителей и, конечно, для самих учебных заведений. Его важнейшая особенность — открытость. Это не экспертный рейтинг, когда лицеи и гимназии подают заявки на конкурс, презентуют себя, тратят силы и время, чтобы предстать в лучшем виде. Это абсолютно прозрачный и независимый, в первую очередь от школ, анализ», – отмечает директор Центра педагогического мастерства, руководитель группы разработчиков рейтинга Иван Ященко.
По его словам, рейтинг показывает, какие школы вносят наибольший вклад в образование детей. Самые рейтинговые школы Москвы ежегодно получают гранты.
Есть подобная рейтинговая система и в Подмосковье. В прошлом году гранты губернатора Московской области получили 100 лучших школ региона. Из них лучшие 10 школ получили по 1 миллиону рублей на развитие, остальные – по 500 тысяч. Всего же в рейтинг лучших школ Подмосковья вошло в минувшем году 312 образовательных учреждений.
Основными критериями оценки учебных заведений стали качество преподавания, применение новых технологий, оснащение кабинетов. Также учитывались результаты выпускников на ЕГЭ и участие школьников во всероссийских и международных олимпиадах.
Как отметил губернатор Московской области Андрей Воробьев во время обращения к жителям в 2019 году, Подмосковье занимает четвертое место в России по количеству школ, которые входят топ-500, таких школ в регионе 18 по данным за прошлый год. «Казалось бы, хороший результат. Но у Москвы их – 156. Нам нужно выйти на иной порядок цифр – каждый год в числе лучших школ страны должны появляться новые и новые подмосковные школы», - заявил он.
Муки выбора
Позиция школы в рейтинге ежегодно становится головной болью для родителей первоклассников. Терзаясь муками выбора, некоторые готовы «прыгать» из школы в школу в поисках лучшей.
Марина Алексеева приехала в подмосковный город Электросталь из другого региона страны. В январе прошлого года она сутками сидела на родительских форумах, чтобы вычислить лучшую школу для первоклашки. Марина брала в расчет отзывы родителей, а не рейтинг. А недавно женщина скачала полный рейтинг за прошлый год и увидела, что их школа находится лишь в середине списка, в то время как еще одна школа города – в первой двадцатке.
«Мне стало ужасно обидно, что я прошляпила для сына лучшую школу в городе. Некоторое время всерьез подумывала о переводе. Но потом здравый смысл взял вверх: ребенок учится с удовольствием, у нас отличный контакт с учителем. Для начала этого хватит», – считает мама первоклассника.
С ней согласна и многодетная мама Ирина Фролова из Пущина. «Я слежу за рейтингом, однако самая популярная школа в моем городе не является по итогу самой рейтинговой, после которой дети поступают в вузы», – отмечает она.
Опытная мама уверена, что рейтинги внутри класса, которые помогают ученикам соревноваться и добиваться успехов, – намного важнее.
«Я бы не стала ориентироваться на школу, где берут дополнительную плату за активности, которые есть и в обычной школе», – добавила она.
Школьные «качели»
При выборе школы учитель истории и обществознания химкинской гимназии №9 Григорий Назаров кроме рейтинга рекомендует изучить публичный ежегодный отчет школы о ее деятельности, а также пообщаться с недавними выпускниками, которые закончили учебу не более пяти лет назад. Только так, по его словам, можно получить полную картину об образовательном учреждении.
Распространенное заблуждение, по мнению Назарова, – когда родители спешат отдать первоклассника в школу из топовой сотни, будучи уверенными, что это принесет ребенку «путевку» на бюджетное место в ведущий московский ВУЗ. Ведь уже на следующий год эта школа из рейтинга может выпасть.
«Ни одна школа, не считая десятки самых-самых в Москве и Подмосковье, не держится годами в рейтинге на одном месте. Например, наша школа в прошлом году в топ-100 не входила, а в этом занимает 44-е место. Однако это не исключает вероятности, что в следующем году она вновь может из него выпасть. Первоклассник может начинать учебу в школе, которая в числе лучших, а когда будет заканчивать ее, его образовательное учреждение будет на 300 месте», – рассказал эксперт.
Но это не значит, добавляет учитель, что школа стала хуже работать. Просто другие в этом году стали чуть лучше.
Троечники и олимпиадники
Как отмечает Назаров, рейтинг школы далеко не всегда отражает качество работы учителей со всеми детьми. Проще говоря, если в классе из 30 человек половина – олимпиадники и участники конкурсов, остальные могут быть троечниками. Сосредотачивая внимание на победителях, некоторые учителя меньше уделяют внимания слабым ученикам. А все потому, что для них они «не делают погоды» в рейтинге.
«У родителей возникает логичный вопрос: а где окажется мой ребенок – в числе дипломантов, или среди троечников, и он будет тихо сидеть? К слову, это частая проблема рейтинговых столичных школ», - утверждает собеседник.
Чтобы ребенок учился успешно, семья должна всегда быть готова помочь ему в случае трудностей. И речь не о частных занятиях с репетиторами, а о развитии навыков и умений, которые помогают наверстать отставание в предмете. Даже самая «топовая» школа не сделает всю работу за ученика и родителей. «Школа и семья должны быть партнерами и соратниками», - уверен Назаров.
В областном рейтинге Одинцовская система образования стабильно занимает 1 место. В сотне лучших школ региона отмечены четыре наши: Одинцовская лингвистическая гимназия, Одинцовский лицей №2, Перхушковская школа и Одинцовский лицей №10. В своем ежегодном обращении к жителям глава Одинцовского городского округа Андрей Иванов отметил, что проблему переполненности школ можно решить только одним путем — строить новые.
«В планах на ближайшие годы — строительство детских садов: в Кубинке на 330 мест, в #Лайково на 380 мест, в Новоивановском на 300 мест, в Барвихинском. И, конечно, в «Гусарской Балладе» — там появится ещё один садик на 400 мест. Будет построен целый ряд новых школ: на 950 мест в Новоивановском, на 550 мест в Немчиновке, на 550 мест в посёлке Горки-2, на 1100 мест в Лайково, пристройка к Одинцовской гимназии №14. В «Гусарской Балладе» появится большая четырёхэтажная школа на 2200 мест, которая закроет дефицит. Уже в ноябре этого года мы должны выйти на строительно-монтажные работы» — рассказал в своём обращении Андрей Иванов.
Главным событием стало открытие школы в жилом комплексе «Сколковский» на улице Чистяковой на 1350 мест. Это долгожданный объект для всей Трехгорки. Новая школа рассчитана на 54 учебных класса, там есть лаборатории и мастерские, мощное спортивное ядро с футбольным полем, теннисным кортом, площадками для баскетбола и волейбола. Это ещё и решение проблемы с нехваткой спортивной инфраструктуры — на этих объектах могут заниматься местные жители.
В январе 2021 года в Новом городке должен начать работу реконструированный детский сад. Он создан на базе бывшего клуба «Искатель». Заместитель главы администрации Одинцовского округа Олег Дмитриев сообщил, что в настоящий момент завершается проведение дополнительной экспертизы, связанной с усилением фундамента и стен.
«Как только экспертное заключение будет получено, подрядчик готов кратно увеличить число рабочих на объекте. Из общего графика мы не выбиваемся. В декабре все работы, предусмотренные контрактом, завершатся. Сегодня уже занимаемся комплектованием педагогического коллектива. Реконструированный детский сад примет детей в январе 2021 года», — уточнил Олег Дмитриев.
Ещё один детский сад, находящийся в стадии реконструкции, расположен в бывшем здании начальной школы в Лесном городке. Здесь также потребовалась экспертиза, обусловленная необходимостью дополнительных работ. Это затормозило темпы строительства. В ближайшие дни подрядчик планирует сконцентрироваться на направлениях, не связанных с заключением экспертов: благоустройстве территории, установке окон и отделке части помещений.
Ремонт в новом корпусе Одинцовской средней школы №12 идёт в целом по графику. Здесь работает надёжная, хорошо зарекомендовавшая себя на других объектах компания. В Ершовской средней школе строители также выходят на финишную прямую. Сложности здесь возникали из-за дополнительных работ, связанных с электро- и теплоснабжением объекта. В ходе ремонта пришлось также менять часть технологического оборудования в пищеблоке. По словам Олега Дмитриева, подрядчик обязуется выполнить контрактные обязательства и завершить стройку до конца осенних каникул.
Глава Одинцовского городского округа Андрей Иванов проверил ход реконструкции дошкольного учреждения на 160 мест в Лесном городке. Новый детский сад располагается на базе бывшей начальной школы. На объекте уже утеплены фундаменты, усилены конструкции здания, завершен демонтаж, обустроена кровля, наружные сети теплоснабжения и канализации.
«Этот детский сад очень важен для нас. Жители Лесного городка ждут его уже долгие годы. Это были обязательства предыдущего застройщика, которые он не выполнил. Поэтому мы расторгли с ним контракт, забрали объект обратно и в этом году поставили его на капитальный ремонт. Здесь появится детский сад на 160 мест. По сути дела, это будет новый садик, потому что из всех ремонтных работ мы оставляем только стены, а остальное меняем — делаем новое, качественное, на долгие десятилетия вперёд», — сообщил Андрей Иванов.
Также руководитель округа рассказал, что детский сад рассчитан на группы детей в возрасте до 3-х лет и от 4 до 7 — у каждой будет свой отдельный вход. В учреждении разместятся игровые комнаты, спальни, универсальный зал и медицинский блок с изолятором.
Добавим, что на объекте ведутся работы по устройству фасада, монтируются системы вентиляции, трубопроводные и слаботочные системы. Также продолжаются внутренняя отделка и благоустройство территории. Завершение реконструкции запланировано на конец года.
Более 100 лучших учителей, воспитателей, административных сотрудников в сфере образования наградили в Московской области
В течение года в регионе отбирали претендентов на премию губернатора Московской области «Лучший по профессии» в сфере образования. Выплата по ней составляет 300 тысяч рублей.
заместитель министра образования Подмосковья Ирина Каклюгина писал(а):
«Хочу вам сказать огромное человеческое спасибо. В нашей жизни есть две святые профессии - врач и учитель. С наступающим Новым годом! Чтобы все у вас сбылось»
Она отметила, что лучшие учителя получили выплаты в 100 тысяч рублей.
«Из этих 100 человек 48 были выбраны на федеральном уровне, они получили 200 тысяч рублей. Также мы наградили 20 человек, которые являются лучшими в профессии (в сфере образования - ред.), они получили 300 тысяч рублей. Это был трехэтапный отбор, сначала на этапе школы, потом от муниципалитета, потом уже областная комиссия на региональном уровне отбирала лучших из лучших», - пояснила Каклюгина после церемонии. Премию получили мастер производственного обучения ГАПОУ Московской области «Профессиональный колледж «Московия» Анна Аниканова, начальник отдела постинтернатного сопровождения выпускников «Мытищинской школы музыкального воспитания» Юлия Гусейнова, заместитель директора по управлению образовательными ресурсами и информационно-техническому развитию ГБПОУ Московской области «Красногорский колледж» Сергей Демин, воспитатель детского сада комбинированного вида №44 «Журавушка» в Королеве Нина Деркаченко, профессор кафедры социальной педагогики ГОУ ВО Московской области «Государственный социально-гуманитарный университет» Мария Ерофеева.
Были также награждены инструктор по физической культуре детского сада комбинированного вида №3 «Светлячок» в Красноармейске Евгения Залуцкая, учитель истории Хорловской школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в Воскресенском районе Денис Ипутатов, , первый проректор ГОУ ВО Московской области «Государственный социально-гуманитарный университет» Жанна Леонова, директор муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества» в Краснознаменске Татьяна Маканина, преподаватель английского языка ГБПОУ Московской области «Серпуховский колледж» Наталья Матвеева.
Награды получили заведующая библиотекой средней общеобразовательной школы №30 в Балашихе Людмила Миронова, директор профессионального колледжа «Московия» Сергей Нерубенко, музыкальный руководитель детского сада №5 «Семицветик» в Протвине Ирина Плотнягина, педагог-организатор гимназии №4 в Дзержинском Лариса Погорелова, заведующий детским садом комбинированного вида №8 «Росинка» в Пущине Юлия Полянских, педагог-психолог центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Мытищинский» Лена Сайфутдинова, педагог центра детского творчества «Гармония» в Ленинском районе Ольга Сивелькина, социальный педагог лицея в Электрогорске Ирина Скрипниченко, заместитель директора по учебно-воспитательной работе средней общеобразовательной школы №25 в Балашихе Екатерина Сорока.
Также грамоты вручили 100 победителям конкурса на поощрение лучших учителей за высокие достижения. Они получили премии губернатора Московской области в размере 100 тысяч рублей. Кроме того, 48 победителям денежное поощрение в размере 200 тысяч рублей направило министерство просвещения Российской Федерации.