22 декабря 2014 года на сайте управления образования Одинцовского района был опубликован приказ №2465 о закреплении территорий проживания за муниципальными школами. Оказалось, что далеко не все школы находятся в том же микрорайоне, где живут будущие первоклассники. Это значит, что детям и родителям придется преодолевать путь значительно больше установленных санитарно-эпидемиологическими нормами 500 метров (СанПиН 2.4.2.2821-10), а во многих случаях пересекать городские улицы с интенсивным движением транспорта.
В Одинцово 17 муниципальных общеобразовательных учреждений. Сейчас в них обучается 15114 детей. Школы распределены по микрорайонам неравномерно и имеют разную нагрузку — 10 учреждений работают в две смены. СанПиН не допускает две смены в лицеях и гимназиях (п.10.4), однако в Одинцово это требование нарушается шесть раз.
«Резиновая» гимназия
микрорайоне №5 всего одна муниципальная гимназия №14, где год от года число учеников растет. В 2012-13 учебном году здесь обучалось 1172 ребенка, а в 2014-15гг. учебном году их число увеличилось до 1238 человек. Сейчас 40% из них вынуждены учится во вторую смену.
Управление образования прикрепило все к той же «резиновой» 14 гимназии и школьников из микрорайона 5Б («Княжичи» и «Родники»), а также из новостроек микрорайона 5А (дома построены ОАО «Трансинжстрой», начальник Николай ТУЗАНОВ).
Расстояние до 14 гимназии из этих микрорайонов более километра, а на пути опасное препятствие — улица Говорова — одна из основных артерий города с транзитным движением грузового транспорта. Улица не оборудована ни подземными, ни надземными пешеходными переходами. При ширине проезжей части в 4 полосы здесь предусмотрена только «зебра».
Одинцово — город не для семей с детьми: школ для растущих микрорайонов недостаточно
Путь до школ в Одинцово — больше километра, а чтобы добраться до некоторых дети вынуждены переходить оживленные улицы и железную дорогу.
Образование
Маршрут детей из домов 50 и 52 по улице Говорова. До 14 гимназии им идти больше километра.
«… некая некоммерческая организация…»
Через дорогу от домов на Говорова — «круглая школа» ОГУ. «В части ОГУ принадлежит нам немало. Это имущество на 2,6 миллиарда рублей. Но оно передано в безвозмездное пользование в некую автономную некоммерческую организацию, к которой район ни в лице администрации, ни в лице Совета депутатов не имеет никакого отношения.» Прошел почти год, как эти слова прозвучали из уст Андрея ИВАНОВА, однако ситуация мало изменилась. «Круглая» так и не стала муниципальной. Недавно это частное учреждение «для избранных» сменило очередного директора и с помпой отметило семилетие.
В гимназии ОГУ на бюджетных местах по программе «Одаренные дети» обучаются 790 школьников. Это обходится району примерно в 700 млн. рублей в год. Еще 150 детей учатся на платной основе. Годовое обучение здесь составляет более 400 тыс руб. По сравнению с муниципальной 14 гимназией, «круглая» сильно недогружена, в ее классах не более 20 человек.
Мы занимаемся обучением. Строительство — не наша компетенция
В марте 2014 года находящаяся тогда на посту начальника управления образования Татьяна ОДИНЦОВА (а ныне и. о. руководителя администрации района) говорила, что о проблеме гимназии №14 они знают. А на вопрос о планах по возведению пристройки к школе, она ответила: «Мы — управление образования, мы занимаемся обучением. Строительство — это не наша компетенция».
— Можно половине школ тогда закрываться, и мамам самим обучать детей дома, — прокомментировала ситуацию с загруженностью гимназии №14 директор Анна БУРЛАКА. — По программе Подмосковья, вторая смена будет ликвидирована к 2015-му учебному году. Для нашей гимназии к 1 сентября будет построена пристройка. Средства уже выделены. Строится она 3 месяца, и за летние месяцы должны успеть.
Однако в управлении образования дают менее обнадеживающие комментарии по поводу пристроек к городским школам: этот вопрос «находится в стадии обсуждения с различными инвесторами».
Фактическая нагрузка больше нормативной в 5 раз!
Здания большинства городских образовательных учреждений построены еще по советским типовым проектам. Их проектная вместимость (мощность) рассчитана по нормативам и правилам, действующим на тот момент.
В Московской области вместимость старых школ никогда не пересматривалась в соответствии с изменявшимися с годами СанПиН. В отличии от области столичные власти уже давно озаботились этой проблемой. В Москве действуют специальные программы по реконструкции старых зданий школ и расширению за счет блоков-пристроек. Опираясь на современные требования СанПиН, в столице разработали строительные нормы для общеобразовательных учреждений (МГСН 4.06-03) и произвели перерасчет нормативной вместимости старых типовых проектов.
В Одинцово преобладает проект 65-426/1 («самолетик»), который изначально предназначался для микрорайонов с пятиэтажной застройкой. В результате перерасчета этот проект потерял более 70% своей вместимости. По современным нормам в «самолетике» должно учиться в три раза меньше детей, чем предусмотрено изначальным проектом. В гимназии №14 же учатся 1238 школьников — этот показатель в 5 раз больше нормы по вместимости.
Проектная вместимость старых школ не соответствует современной расчетной из-за снижения нормативной наполняемости классов, роста нормы расчетной и общей площади на одного учащегося. По составу и площадям помещений эти школы не соответствуют педагогическим требованиям и требованиям санитарных норм и правил.
О пересчете вместимости старых школ в управлении образования Одинцовского района ничего не слышали.
— Требования меняются, нормативы меняются, а проектная мощность не пересчитывается, — рассказала «Одинцово-ИНФО» директор Мало-Вяземской СОШ Екатерина МЕРКУЛОВА. — Как была в 1969 году проектная мощность у нас 640 учеников, так и сейчас, в 2015 году, она 640 человек.
Обеспеченность школами ниже градостроительного норматива в 15 раз
По нормам градостроительного проектирования Московской области, показатель обеспеченности жителей местами в школах должен составлять не менее 135 мест на 1000 жителей.
На основе данных управляющих компаний о количестве жителей в каждом микрорайоне, редакция «Одинцово-ИНФО» рассчитала показатель обеспеченности школами.
В классах по 30 человек и более
По СанПиН, количество учеников в классе не может превышать 25 человек. Однако согласно публичному докладу управления образования Одинцовского района за 2013-2014 годы средняя наполняемость классов в Одинцово в прошлом учебном году была 25,4. Наполняемость в гимназических и лицейских классах — 26,5 человек.
Заглянув в годовые отчеты о самообследовании директоров школ на сайтах учебных учреждений, можно легко убедиться, что во многих городских школах количество детей в классах — более 30 человек. К примеру, в СОШ №1 все классы начальной школы перегружены, второклашек в прошлом учебном году было по 30 человек в каждом классе.
На сайте гимназии №14 прямо на главной странице опубликовано объявление о начале комплектования четырех первых классов по 28 человек.
Образование, Прием первоклашек в 14 гимназию
Первые классы в 14 гимназию набирают с нарушениями нормы — по 28 человек вместо 25.
Год от года цифры только растут. Так, средняя наполняемость классов в лицее №2 в прошлом году составляла 27,8 человек, а в этом учебном году уже 28,5 — и это только средние показатели. В реальности количество учеников в классах доходит до 33 человек, сообщили в лицее. В этом году впервые за 30 лет лицей №2 был вынужден ввести вторую смену. Хотя по СанПиН, образовательные учреждения не могут считаться гимназиями и лицеями, если обучение в них идет во вторую смену. В п. 10.4 читаем: «В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях, обучение проводят только в первую смену».
Данное требование не соблюдается не только в лицее №2, гимназии №14, но и в других образовательных учреждениях города. Однако в управлении образования по-своему читают нормы федерального законодательства:
— Во вторую смену идут, в основном, начальные классы, а классы с углубленным изучением отдельных предметов учатся в первую, — пояснила начальник отдела развития образования Наталья КУЛИКОВА. — Все общеобразовательные учреждения района имеют лицензии и паспорта готовности.
И действительно, несмотря на колоссальные нарушения, все школы города успешно проходят аккредитации и получают лицензии.
В самих школах также вторят управлению образования. Директор гимназии №14 Анна БУРЛАКА так объяснила требования СанПиН для лицеев и гимназий о запрете второй смены: «Это написано для школ, которые построены по новым проектам, а у нас же старый проект».
То, что в новых школах обучение должно идти только в первую смену, выведено в отдельный п.4.3 документа: «Вместимость вновь строящихся общеобразовательных организаций должна быть рассчитана для обучения только в одну смену».
— По факту того, что количество детей в микрорайоне больше, чем возможности типовой школы, нас не могут штрафовать. Это от меня напрямую не зависит. Некуда деваться — нарушаем, — рассказала о проверках в своей школе директор Мало-Вяземской СОШ Екатерина МЕРКУЛОВА.
Получается, что проверки в одинцовских школах даже не выносят предписаний и штрафов по вопиющим нарушениям федеральных законов.
Наболело у учителей…
— Все эти «придумки» государства далеки от реальности, — комментирует перегрузки в классах и несоответствия зданий градостроительным нормам администрация лицея №2. — Дети же никуда не исчезнут, и учить их надо. Не убивать же их в роддомах! Отказать ребенку в обучении по закону РФ мы не в состоянии. Такое количестве детей в классах — это тяжело и для ребят, и для учителей. Ведь современные программы в лицеях и гимназиях сложные, и чем меньше детей в классе, тем больше времени у учителя для индивидуальной работы.
Неудивительно, что в прошедшем учебном году гимназия №14 заняла лишь 35 место из 49 по району по результатам сдачи ЕГЭ по математике и русскому языку. А один ученик даже не смог пройти порог минимального тестового балла по математике. Дать качественное образование такому количеству детей просто невозможно.
Нормативы современных лицеев и гимназий декларируют приоритет развития творческих способностей и развития личности ребенка. Но как учителям работать с каждым при таком количестве детей? Приходится полагаться исключительно на природу… Если у ребенка есть врожденные способности, то он усвоит материал и без большой помощи учителя. А если нет, то вечно будет в отстающих.
— Школы — это больной вопрос для Одинцово, — с сожалением констатирует руководство лицея №2. — А новых не строят. Хорошо, что хотя бы 17 школу построили для 20-этажек в Трехгорке — там один дом, как пол нашего микрорайона. Но необходимо, чтобы школы строили и в «старом городе».
Экономия по-одинцовски
По результатам прошлого учебного года гимназия №14 вошла в тройку лидеров района по самой низкой стоимости расходов на обучение одного ученика. Видимо «оптом» обучать наших детей в переполненных классах очень выгодно.
Расходы муниципального бюджета на образование растут с каждым годом. В прошлом году они составили 5 млрд 474,2 млн. руб., — более 72%. В этому году запланировано потратить еще больше.
Тем не менее, средства на строительство новых школ из бюджета не выделяются.
В трех микрорайонах нет школ
Можно считать, что наиболее благоприятным для детей школьного возраста является городской микрорайон №4. Только здесь соблюдается норма по количеству мест в СОШ, с оговоркой на проектную вместимость. Однако не стоит забывать, что этот микрорайон является донором для «ущербных» соседей — микрорайонов без школ.
В микрорайонах №5А, 5Б и 6 для более чем 20000 жителей школ нет. Однако у шестого есть шанс. Если планы по его реконструкции реализуются, то здесь по соседству расположатся две СОШ с бассейнами общей мощностью 2475 мест.
У жителей 5 микрорайона таких надежд нет: строить новые школы здесь негде, и реконструкция его в ближайшее время не планируется. В микрорайоне ведется только точечная застройка новыми многоэтажными монстрами по нарастающей:
2014 год — б-р М. Крылова, 25а («ЖК Первый») — 22 этажа, 316 квартир
2011 год — ул. Говорова, 26А — 22 этажа, 232 квартиры
2008 год — ул. Чикина, 12 (вместо пожарки) — 17 этажей, 293 квартиры
Отчасти решить проблему здесь помогло бы изменение статуса «круглой» школы с частной на муниципальную, чтобы она принимала детей только из ближайших домов, а не со всего Одинцовского района, как сейчас. Даже если это произойдет, градостроительный норматив выполнен не будет, ведь школы микрорайона должны принять учеников еще и из микрорайонов 5А и 5Б.
Качественно изменить ситуацию может только строительство новых школ. Но пока мы видим, что ООО «Лэнд Марк» (директор Антон ОДЛЫГА) планирует строить здесь новый восьмиуровневый ТРЦ. «Трансинжстрой» (Николай Тузанов) ведет в микрорайоне точечную многоэтажную застройку. Построенные компанией образовательные учреждения — «круглая школа» и детский сад «Олененок» — не вошли в муниципальную систему образования, и почти 5000 жителей новостроек микрорайона 5А остались без муниципальных образовательных учреждений.
ЖК «Да Винчи», куда заселятся 4000 человек, сдали без учета того, что в микрорайоне №6 школ нет. Более того, сам ЖК построили на месте планируемой школы! Дети новоселов прикреплены к СОШ №8 микрорайона №7, где уже сегодня 833 ученика. Путь к школе длиной более километра проходит по неблагоприятному району поселка БЗРИ и мимо Баковского кладбища. Понятно, что многие родители предпочтут возить детей на машине, создавая дополнительную нагрузку на и так перегруженные дороги города.
Школьникам из ЖК «Да Винчи» добираться до школы больше километра
Рядом с «Да Винчи» ЗАО «Соцпромстрой» (гендиректор — Михаил ПАНОВ) заканчивает строительство «Дома на Баковке» на 1000 жителей. Очевидно, этот дом также прикрепят к CОШ №8.
Уже сегодня к этой школе относятся дети и из деревень Мамоново, Лохино, поселка Баковка. Чтобы ребенку с улицы 1 Мая в Баковке добраться до своей школы, нужно пройти около 5 км! При этом нужно пересечь Минское шоссе и железнодорожные пути.
Детям из Баковки до школы №8 пешком слишком далеко, а специальных автобусов в учреждении нет
Пожалуй, к беспрецедентному случаю можно отнести строительство компанией ОАО «Гратис» образовательного комплекса на 580 мест (360 из которых — для школьников) в Губкино. То есть застройщик ЖК «Одинцовский парк» выполнил социальные обременения раньше, чем сдал жилищный объект, что для города нонсенс. Более того, учреждение передано в муниципальную собственность и теперь является структурным подразделением школы №3.
По сообщению управления образования, в настоящий момент идет оформление документов для того, чтобы школа смогла начать учебный процесс в этом здании. Однако мощности нового учреждения на всех детей новоселов не хватит. По нормативу на 1000 жителей должно быть минимум 135 мест в школах, то есть на 11400 человек — 1539 мест. Это означает, что в новой школе не хватает 1179 мест даже по «бумажному» нормативу.
— Ни один инвестконтракт не подписывается нами без социальных обременений, — рассказала «Одинцово-ИНФО» начальник отдела развития образования районного управления Наталья Куликова. — В ЖК «Да Винчи» был проект школы на 1100 мест.
Однако школы компания TEKTA GROUP так и не построила, и ЖК «Да Винчи» прошел госприемку без здания школы.
Социальный тупик?
Жилье в микрорайонах со сложившейся социальной инфраструктурой ценится выше на рынке недвижимости. Однако несбалансированность образовательных учреждений, объектов здравоохранения не сразу видна покупателям. При этом в старой застройке что-то изменить сложно. Те, кто покупают здесь квартиры, сразу сталкиваются с нехватками школ и детских садов. Даже пристройки к старым зданиям лишь сгладят степень нарушения норм, но отнюдь не решат проблему нехватки мест.
Школьные проблемы влияют на многие сферы городской жизни. В часы пик пробки создают, в том числе, автомобили родителей учеников. Нагрузка на улицы города была бы ниже при шаговой доступности образовательных учреждений.
Новые микрорайны строятся по новым, более строгим, нормам градостроительного проектирования, однако застройщики максимально откладывают сроки возведения социальных объектов, проходят госприемку без социальных обременений или продают сады и школы в частные руки.
Одинцово скоро перестанет быть местом, куда стремятся переехать из других регионов. Привлекающая покупателей реклама современных жилищных комплексов в городе с развитой инфраструктурой не соответствует действительности. Школ катастрофически не хватает — остро последние 10 лет. Купить квартиру, чтобы при этом ребенок учился в классе под 40 человек — этого ли хотят родители для своих детей?
Анализ существующих девелоперских проектов показывает, что население города в ближайшие три года увеличится на сто тысяч человек. Очевидно, существующая социальная инфраструктура не справится с такой нагрузкой. Фундаменты школы и детского сада должны закладываться одновременно с будущим многоэтажным ЖК, иначе скоро Одинцово ждет социальный тупик.
Неужели только естественный спад спроса на недвижимость в Одинцово из-за инфраструктурных проблем спасет город?